Качество звука

Качество звука

Качество звука

Когда речь заходит о качестве звука, то мнения не только расходятся, но и зачастую заводят дискуссию в тупик. Как правило, причиной этому служит различное представление о понятии качество. В этой статье мы постараемся ответить на основопологающие вопросы и дать четкие определения, что несмоненно может поспособствовать привести подобные дискуссии к общему знаменателю.

Но для начала следует дать четкое определение понятию качество. Проще всего это сделать установив ряд требований к тем или другим характеристикам и процессам, и в последствии выявить степень их соответствия по отношению к характеристикам полученого разультата. Это определение берет свое начало несколько в другой области, однако все вышесказанное справедливо и по отношению к звуку. Например, еще на фазе разработки установить максимально допустимое количество гармонических искажений, вносимых в аудио сигнал, вследствие той или иной манипуляции. На основании этого можно сказать, что чем ближе характеристики результата к заранее определенным требованиям, тем выше качество. Однако некоторые производители могут злоупотреблять этим определением, с целью сделать свои продукты лучше, чем они есть на самом деле. Таким образом, чисто гипотетически, поставив низкую планку, в принципе, можно теоретически повысить качество, во всяком случае на бумаге. Этим трюком часто пользуются производители HiFi аппаратуры в нижнем ценовом сегменте, заявляя, что их акустические системы, к примеру, способны воспроизводить частотный диапазон от 20 Гц до 20 кГц, не упоминая при этом, что затухание амплитуды сигнала на частоте 20 Гц составляет 20 дБ и, если честно, эта цифра не имеет права фигурировать в спецификации.

В первую очередь, прежде чем приступить к разговору о качестве звука, следует разделить это понятие на две отдельные категории, которые с одной стороны тесно взаимосвязаны между собой, а с другой описывают различные аспекты, как технического, так и эстетического характера и поэтому  часто путаются.

Качество аудио

Понятие аудио относится ко всем объектам, тем или иным образом связанным и принимающим участие в процессе передачи, обработки и хранении сигналов, будь то в аналоговой или цифровой форме, репрезентирующих оригинальный акустический сигнал. Примером этому могут быть как сам источник звука, так и коммутационные кабели, микшеры, эквалайзеры, усилители, процессоры и акустические системы. Качество аудио опеределяется степенью достоверности репрезентации оригинального аудио сигнала, не принимая во внимание преднамеренного характера манипуляций (см. ниже). Применяемые в этом случае термины могут быть, к примеру, сопротивление,  динамический диапазон, уровень, частотный диапазон, летентность, отношение сигнал-шум и тому подобные характеристики.

Качество звучания

Описывает субъективное суждение услышанного отдельно взятым слушателем и поэтому зачастую основывяется на индивидуальных предпочтениях, пристрастиях и даже предубеждениях. Более того, даже визуальные  аспекты могут влиять на субъективное восприятие и суждение о качестве звучания. Когда говорят о качестве звучания применяют более размытые термины, такие как тепло, прозрачность, детальность, плотность, яркость или тусклость.

Чтобы определить качество звучания аудио системы, прежде нужно принять во внимание качество звучания источника, как если бы между слушателем и источником звука не было никакой аудио системы. Так, например, качество звучания инструмента складывается из совокупности таких факторов как мелодичность композиции, виртуозность музыканта и, разумеется, характерные особенности самого инструмента.

Качество звучания аудио системы

Качество звучания аудио системы определяется степенью эффективности влияния преднамеренных манипуляций на субьектвное восприятие, ожидаемое или предпочитаемое. В случае с инструментом, из вышеупомянутого примера, такой системой может быть как акустика помещения, несомненно влияющая на восприятие, так и простейшая система, состоящая из микрофоа, усилителя, колонок и пары кабелей. И в том и другом случае, качественная система должна обеспечивать желаемый результат, который обычно сводится к тому, чтобы с помощью аудио системы сделать звучание источника лучше, чем без ее использования.

Любая аудио система, будь-то простейший MP3 плеер или концертный арсенал известной группы, влияет на качество проходящего через ее тракт аудио сигнала и в некоторой степени изменяет его характеристики. Эти изменения можно разделить на три категории:

ограничения системы в точной репрезентации уровня, частоты или временных характеристик аудио сигнала. Для примера можно назвать неспособность системы обеспечить уровень в 120 dBSPL в точке прослушивания или порог шума, превосходящий 0 dBSPL. Другим примером может послужить ограничения частотного дипапазона микрофона, акустической системы, наушников или других компонентов системы. К временным можно отнести джиттер или латентность.

непреднамеренные манипуляции характеристик аудио сигнала в аудио системе, вызванные нецеленправленными действиями. Как правило, речь идет о побочных эффектах, сопровождающих тот или иной процесс, которые либо остались без внимания разработчика, либо их устранение по тем или иным причинам, техническим или бюджетным, было невозможно.К этой категории можно отнести, например, линейные или нелинейные искажения сигнала. Рассмотренные выше две категории относятся к разряду понижающих качество аудио системы и, как следствие, качество ее звучания. Однако в некоторых случаях непреднамеренные манипулаыции могут перейти в разряд преднамеренных, если их наличие оказывает положительное влияние на качество звучания. Примером этому может стать, так называемая, сатурация аудио сигнала (компрессия в области высоких частот и гармонические искажения). Это делалось с целью максимально отдалиться от порога собственных шумов. Побочный эффект, возникающий вследствие перегрузки магнитной ленты при записи на нее аудио сигнала,  настолько полюбился звукоинженерами и энтузиастами звука, что охотно применяется по сей день, чтобы придать аудио сигналу характерное звучание, хотя никакой необходимости в этом уже нет, при условии использования  современного оборудования.

преднамеренные манипуляции характеристик аудио сигнала в аудио системе, вызванные целенаправленными действиями оператора или разработчика. Как можно догадаться, эта категория призвана улучшить качество звучания аудио системы, иначе в этом не было бы смысла. Это может являться как фиксированным, так и регулируемым процессом, функцией или настройкой. Примеров тому не счесть. От простейшего эквалайзера в любительском плеере или смартфоне, до комплексных приборов, таких как, например, выносной канал микшера с предусилителем, полноценным параметрическим эквалайзером, возможностью динамической обработки и даже изменения полярности аудио сигнала. Примером фиксированной преднамеренной манипуляции может быть определенная амплитудно-частотная характеристика, которая намеренно имплементирована разработчиком, с целью придать звучанию их продукта желаемый эффект или оттенок. Это может быть микрофон, усилитель, наушники, акустические системы и многое, многое другое.

Качество аудио системы, а особенно ее ограничения и непреднамеренные манипуляции (искажения) ключевым образом влияют на качество ее звучания.

Заключение

Подытожив все вышесказанное можно сказать, что воспринимаемое слушателем качество звучания аудио системы складывается из нескольких компонентов:

качество звучания источника + качество аудио системы + качество звучания аудио системы

Весь процесс выгладит следующим образом

audio-quality

В заключение хотелось бы сказать, что в последнее десятилетие качетсво аудио систем и их звучания существенно выросло и достигло того уровня, когда другие спекты, такие как акустика помещения и качество звучания источника звука, играют более существенную роль в качестве конечного результата. Также стоит отметить, что, как это не прискорбно, но зачастую причиной низкого качества звучания современных аудио систем является именно неграмотные действия оператора или его подопечных. Ведь любое техническое средство хорошо настолько, насколько хорошо умеет им пользоватсья пользователь. И виной тому не всегда оборудование.

Если вы находите данную статью информативной и, возможно, интересной для ваших друзей или коллег, то автор будет рад, если вы ею с ними поделитесь или порекомендуете. Вашим комментариям или мыслям на тему я также буду рад.

Если вы не желаете пропустить следующую статью, обзор нового оборудования и другие новости с портала YourSoundPath и хотите быть своевременно о них уведомлены, то рекомендую подписаться на почтовую рассылку с помощью формуляра ниже.

Подпишись на E-mail рассылку

и получи эксклюзивную возможность прочесть краткое руководство на тему "Основы акустики, психоакустики и акустической оптимизации помещений" 

Я никогда и никому не передам и не продам адрес вашей электронной почты. Вы можете отписаться в любое время.

No Comments Yet.

Leave a comment