Стерео микрофонирование

Стерео микрофонирование

В отличии от описанных в статье о микрофонировании традиционных техник, стерео методы описанные ниже позволяют добиться более реалистичного и объемного звучания. В основе этих методов лежат механизмы известные из психоакустики, которые помогают нам определять направление и отдаление до источника звука и тем самым ориентироваться в пространстве. В общем и целом можно сказать, что их сущность заключается в разнице во времени, интенсивности и частотном спектре звука, достигающего правого и левого уха слушателя. Для получения более детальной  информации на эту тему, обратитесь к серии видео, посвященной механизмам пространственного ориентирования.

На ряду с экзотическими и экспериментальными методами, получившими развитие в последнее время, существует несколько стерео-техник, которые уже прошли испытание временем и стали часто используемыми инструментами в арсенале профессионалов и даже любителей. Рассмотрим их подробнее.

AB

Что вам понадобится?

Два идентичных микрофона с омнинаправленной или кардиообразной характеристикой направленности, как правило конденсаторных с малой мембраной.

Позиционирование микрофонов

Установите микрофоны с правой и левой стороны источника звука на одной линии и на желаемом расстоянии от него. Расстояние до источника и отдаление микрофонов друг от друга будут играть при этом ключевую роль в качестве полученого сигнала. Хорошей отправной точкой может стать следующее "правило": расстояние между микрофонами должно быть в два раза больше, чем  расстояние до источника звука. Проведя несколько экспериментов, изменяя параметры расстояния, вы сможете добиться оптимального результата.

Как это работает?

Сигнал левого микрофона следует направить посредством панинга на левую стерео-шину  микшера, а правого соответственно на правую, таким образом, чтобы вы слышали сигнал левого микрофона из левого громкоговорителя, а правого из правого. Стерео эффект возникает в следствии описанных выше эффектов разницы во времени, интенсивности и тональном балансе между сигналами.

Преимущества и недостатки

Преимуществом этого метода является его простота и при корректном исполнении довольно широкая результируемая стерео-картинка. Однако при суммировании сигналов в моно часто возникают серьезные фазовые проблемы, что конечно является недостатком данного метода.

XY

Что вам понадобится?

Для реализации XY-метода вам понадобится два микрофона с кардиообразной характеристикой направленности, как правило, как и в предыдущем случае, речь идет о конденсаторных моделях с малой мембраной. Микрофоны при этом должны быть идентичными с максимально схожими характеристиками, такими как АЧХ и чувствительность. Наилучшим выбором для этого подойдут так называемые согласованные пары (matched pair), прошедшие специальный процесс согласования еще при производстве. Такие модели вы можете найти у многих производителей микрофонов. В абсолютном большинстве случаев речь идет о конденсаторных микрофонах.

Позиционирование микрофонов

Эта техника предусматривает расположение микрофонов под углом 90 - 135 градусов относительно друг друга. При этом их мемраны должны находится в одной точке в пространстве и быть направленными в сторону источника звука. Грубо говоря, их капсулы должны быть направлены на края вашего источника звука, будь это гитара или целый хор. Правый микрофон в сторону левого края, а левый в сторону правого. Изменяя угол между микрофонами и расстояние до источника звука, вы сможете добиться желаемой ширины стерео-базы.

Как это работает?

Сигнал микрофона, указывающего на правый край, направляется на правую стереошину и соответственно наоборот.  В данном случае стерео эффект базируется на разнице интенсивности звукового давления в каждом из микрофонов, для звуков достигающих их с разных сторон.

Преимущества и недостатки

Поскольку капсулы двух микрофонов находятся в одной точке в пространстве, результируемый стерео-эффект уступает технике AB, однако практически не имеет фазовых проблем при суммировании в моно.

ORTF

Что вам понадобится?

Два микрофона с кардиообразной характеристикой направленности, как правило, как и в предыдущем случае, речь идет о конденсаторных моделях с малой мембраной. Как и в случае с методом XY, здесь также следует использовать согласованные пары микрофонов.

Позиционирование микрофонов

Капсулы микрофонов распологаются на расстоянии 17 см друг от друга и направлены на края стерео-картинки - левый микрофон влево, а правый вправо.

Как это работает?

В силу расположения микрофонов на расстоянии около 17 см друг от друга, что является средним расстоянием между ушами человека, данный метод лучше других иммитирует нашу слуховую систему. Сигнал левого микрофона направляется на левую стерео-шину, а правого на правую. Как и в предыдущих методах, изменяя расстояние до источника звука вы можете влиять на ширину и глубину стерео-базы.

Преимущества и недостатки

Грубо говоря, ORTF представляет собой некоторую комбинацию двух вышеописанных техник и объединяет в себе их преимущества. При суммировании в моно однако, эта техника страдает большими недостатками, чем XY, так как мембраны микрофонов разнесены в пространстве.

MS (Mid-Side)

Что вам понадобится?

Данная техника является несколько более комплексной, чем все предыдущие и включает в себя матрицу кодирования и декодирования сигнала. Для ее реализации вам понадобится один микрофон с малой мембраной и кардиообразной характеристикой направленности и один микрофон с двунаправленной характеристикой (8), большой мембраной и открытой конструкцией капсулы. И в том и другом случае речь идет, как правило, о конденсаторных микрофонах, хотя в роли двунаправленного микрофона может выступать и ленточный. Кроме того, вам понадобится сплитер и еще один канал микшера, а также функция изменения полярности сигнала (фазоинвертор).

Позиционирование микрофонов

Микрофон с двунаправленной характеристикой распологается напротив источника звука в центре панорамы таким образом, что его мембрана направлена своей торцовой стороной, т.е. наименее чувствительной частью, к источнику (под углом 90 градусов). Другими словами, ее чувствительные зоны направлены вправо и влево. Кардиообразный микрофон устанавливают при этом в направлении источника звука над или под двунаправленным.

Как это работает?

Сигнал кардиообразного микрофона выступает в данной конфигурации в роли микрофона, отвечающего за середину стерео-картинки (Mid) и позиционируется в центре панораммы. Сигнал с двунаправленного микрофона раздваивают с помощью сплитера или, если вы работаете в среде DAW, просто делаете еще одну дорожку (трек) и назначаете тот же входящий сигнал. Один канал (трек) направляют посредством панинга на левую стерео-шину, другой с противоположной полярностью (фазой) на правую стерео-шину. Эти два сигнала несут в себе информацию о звуках приходящих слева и справа (Side). Смешивая первый сигнал с двумя последними в необходимой пропорции, вы можете изменять ширину стереобазы.

Преимущества и недостатки

Данная техника предлагает более широкую стерео-базу, чем AB, имея при этом преимуществах суммирования в моно техники XY. Кроме того, записав все три сигнала на отдельные дорожки, вы будете иметь возможность принять решение о ширине стерео-базы и глубины в последствии.

Заключение

Вышеперечисленные техники являются самыми распространенными методами получить качественное звучание с наименьшими потерями пространственной информации. Кроме них существуют конечно и другие техники, более экзотические, но в определенных условиях не менее, а может даже и более эффективные. В последнее время получили широкое распространение различные бинауральные техники, с помощью которых можно добиться еще более приблеженных к реальности результатов. Подробнее об этом вы можете узнать из статьи, которая   будет специально посвященна этой теме и уже вскоре увидит свет.


Если вы находите данную статью информативной и, возможно, интересной для ваших друзей или коллег, то я буду благодарен, если вы ею с ними поделитесь или порекомендуете. Вашим комментариям или мыслям на тему я также буду рад.

Если вы не желаете пропустить следующую статью, обзор нового оборудования и другие новости с портала YourSoundPath и хотите быть своевременно о них уведомлены, то рекомендую подписаться на почтовую рассылку с помощью формуляра ниже.

Подпишись на E-mail рассылку

и получи эксклюзивную возможность прочесть краткое руководство на тему "Основы акустики, психоакустики и акустической оптимизации помещений" 

Я никогда и никому не передам и не продам адрес вашей электронной почты. Вы можете отписаться в любое время.

No Comments Yet.

Leave a comment