Характеристики направленности микрофонов

Характеристики направленности микрофонов

Одной из ключевых характеристик любого микрофона является характеристика направленности. Этот параметр определяет способность микрофона реагировать на изменения звукового давления в зависимости от месторасположения источника звука в пространстве и зависит от типа конструкции капсулы.

В зависимости от поставленной задачи и акустической ситуации, использование той или другой характеристики направленности может сыграть ключевую роль в качестве полученного аудио сигнала. Ниже мы рассмотрим основные типы характеристик направленности и примеры их применения.

Прежде всего нужно отметить, что характеристика направленности является частотно-зависимым показателем, то есть изменяется в зависимости от частоты звуковой волны. Чем ниже частота, тем ниже выражена направленность микрофона. И соответственно наоборот – на высоких частотах направленность становится более ярко выраженной. Это явление связано с длиной волны и более сферичским характером распространения низких частот и более узко направленным высоких. Для более наглядной демонстрации данных касательно направленности капсулы были введены специальные полярные диаграммы, на примере которых ниже и будут расмотрены основные типы характеристик направленности.

Омни (все) направленная

Как можно заключить из названия, микрофоны с такой характеристикой практически не чувствительны к направлению источника звука, кроме как на очень высоких частотах.

Двунаправленная

В таких микрофонах мембрана  наиболее чувствительна к акустическим волнам, достигающих ее с фронтального или тыльного направления. При смещении источника звука в сторону прифиля мембраны, чувствительность сильно снижается. На полярной диаграмме это напоминает цифру 8 (перевернутую на бок), за что двунаправленная характеристика направленности и получила свое второе и более популярное название.

Путем смешивания двух вышеописанных характеристик можно добиться других характеристик направленности, таких как кардиообразная, а также супер и гиперкардиообразная, которые имеют свои преимущества в определенных ситуациях.

Ниже приведены пропорции смешивания и результируемая из этого характеристика направленности.

характеристики направленности

Кардио

Как видно из диаграммы данная характеристика имеет вид сердца, за что и получила свое имя. Благодаря своей пониженной чувствительности с тыльной стороны микрофоны с такой направленностью стали особено популярными при работе с живым звуком.

 

Субкардио, Гиперкардио, Суперкардио

Несколько видоизмененные разновидности кардио характеристики. Зоны чувствительности немного сдвинуты, но в принципе схожи с вышеописанной характеристикой. Посмотрев видео, посвященной этой теме, вы можете узнать в более наглядной форме о различных характеристиках направленности, а также о примерах их применения.

Эффект близости

Одним существенным свойством, обьеденяющим все микрофоны, имеющие в себе определенную долю направленности, т.е. все характеристики кроме омнинаправленной, является так называемый эффект близости или Proximity effect. Это выражается в избыточном содержании низкочастотной части спектра при использовании микрофона в непосредственной близости от источника звука. Более подробно об этом, вы можете прочесть в статье, специально посвященной этой теме.


Если вы находите данную статью информативной и, возможно, интересной для ваших друзей или коллег, то я буду благодарен, если вы ею с ними поделитесь или порекомендуете. Вашим комментариям или мыслям на тему я также буду рад.

Если вы не желаете пропустить следующую статью, обзор нового оборудования и другие новости с портала YourSoundPath и хотите быть своевременно о них уведомлены, то рекомендую подписаться на почтовую рассылку с помощью формуляра ниже.

Подпишись на E-mail рассылку

и получи эксклюзивную возможность прочесть краткое руководство на тему "Основы акустики, психоакустики и акустической оптимизации помещений" 

Я никогда и никому не передам и не продам адрес вашей электронной почты. Вы можете отписаться в любое время.

Похожие статьи


No Comments Yet.

Leave a comment