Микшерные пульты – пошаговое руководство

Микшерные пульты – пошаговое руководство

Микшерные пульты

Микшерные пульты могут быть довольно комплексными и сложными устройствами, работать с которыми может оказаться довольно не просто, особенно начинающим и людям не обладающим солидной практической или хотя бы теоретической базой. Эта статья начинает серию, в рамках которoй мы детально рассмотрим основопологающие принципы работы и путь следования сигнала в микшерных пультах, ответим на самые главные вопросы и осветим многочисленные аспекты, связанные с различными функциональными процессами в работе этих устройств, тем самым устранив недостаток знаний в этой области.

 

Подпишись на E-mail рассылку

и получи эксклюзивную возможность прочесть краткое руководство на тему "Основы акустики, психоакустики и акустической оптимизации помещений" 

Я никогда и никому не передам и не продам адрес вашей электронной почты. Вы можете отписаться в любое время.

Будьте в курсе событий и не пропустите ничего интересного

Ниже вы можете ознакомитъся с примерным содержанием статей в данной серии, которое в процессе работы возожно будет немного изменяться, в результате отзывов и вопросов читателей, но грубая структура вероятней всего останется не тронутой.

  • Микшерные пульты и их задачи
  • Типы и сферы применения
  • Принципиальное устройство
  • Дополнительные приборы обработки
  • Маршрутизация
  • Дополнительные функции

В первой части речь пойдет о четком определении и задачах микшерных пультов, их классификации, а также о вытекающих из этого преимуществах и недостатках различных моделей.

Введение

С течением времени, а также благодаря стремительному развитию аудио индустрии, стало появляться все больше и больше приборов, применяемых для работы со звуком. От микрофонов и звукоснимателей, до кроссоверов и цифровых процессоров. От „железа“ до програмного обеспечения. От реального до виртуального. Однако одним из первых приборов, пришедших на службу звукоинженеру, можно смело назвать микшерный пульт или просто микшер. С его помощью стало возможным преодолеть технологические ограничения, накладываемые записывающим оборудованием того времени и записать, к примеру, сразу несколъко источников на магнитную ленту, которая имела только два или даже один канал. Это подводит нас к определению задач микшеного пульта.

Микшерные пульты и их задачи

Прежде всего пожалуй следует начать  с четкого определения. Что же такое микшерный пульт?

Микшерный пульт (англ. – Mixer / Console / Desк) это устройство, позволяющее пользователю принимать различного рода аудио сигналы (разного напряжения – микрофонные и линейные, разного сопротивления – микрофонные и инструментальные), производить над ними некоторые манипуляции (усиление, частотная обработка - эквализация, динамическая обработка – компрессоры, гейты и так далее), перенаправлять их (маршрутизация – для объединения в группы, для мониторинга, для обработки внешними эффектами) и смешивать их в определенной пропорции с той или иной целью (запись, сведение, усиление).

Как можно заключить из определения, смешивание сигналов является первопредназначением микшеров. Однако со временем задачи были расширены и современные экземпляры могут включать в себя массу дополнительных устройств, направленных на обработку смешиваемых сигналов, а также комплексную систему маршрутизации (routing) и мониторинга сигналов. К таким дополнительным приборам можно отнести параметрический эквалайзер, присутствующий на каждом канале даже полупрофессионального современного микшера, а также приборы динамической обработки, эффекты и другое экстра оборудование, имеющееся далеко не на всех даже профессиональных моделях. Техническое оснащение микшерных пультов может сильно вариировать в зависимости от предназначения, поставленных задач и конечно же ценовой категории.

Ассортимет представленных на сегодняшний день на рынке моделей очень велик. От именитых производителей, предлагающих технологии будущего на уровне последнего слова инженерной мысли и стоящих, соответсвенно, целое состояние, таких как SSL, Neave, API, Harrison, Digidesign, Studer, DiGiCO, Stagetec, Lawo  и другие, до гораздо более доступных моделей, которые конечно не могут похвастаться передовым оснащением и блестящими техническими характеристиками, но вполне могут справиться с выполнением определенного рода задачи. Среди них можно отметить Allen&Heath, Yamaha, Roland, Mackie, Soundcraft, Midas и другие.

Как же разобраться в этих джунглях?

Прежде всего было бы целесообразно поделить микшерные пульты на подгруппы.

Типы и сферы применения

Как уже было сказанно выше, микшерные пульты могут быть как простыми, включающими в себя только базовые функции,  так и очень комплексными устройствами с расширенными возможностями обработки, автоматизации и маршрутизации сигналов. В большей степени это зависит от предназначения и сферы использования. В принципе, микшеры можно классифицировать по многим параметрам. Но мы остановимся на основных из них.

По принципу работы

По принципу работы все микшеры можно разделить на аналоговые и цифровые модели. При этом принцип действия и задачи микшера остаются неизменными. Здесь можно провести паралель с современым авомобилестроением – автомобили с двигателем внутреннего сгорания (будь-то бензин или дизель) и  электрические автомобили. И те и другие являются средствами передвижения и должны помогать нам попасть из точки А в точку Б.

аналоговый микшер

Аналоговые микшеры появились конечно гораздо раньше своих цифровых потомков. На них выросло не одно поколение профессионалов, которые и сейчас еще активно занимаются аудио деятельностью и, как правило, предпочитают аналоговые модели. Это и понятно. Привычка – сильная штука. Разумеется, есть и более объективные причины для таких предпочтений. Например, более „прозрачная“ логика работы и более быстрый доступ ко всем возможным функциям, которые находятся прямо перед пользователем и нет необходимости искать их в многочисленных страницах меню, как это иногда бывает в цифровых моделях, особенно на ранних этапах их развития, когда в первую очередь производители пытались обеспечить функциональность и стабильность работы, а эргономия уходила на второй план. Однако со временем ситуация в корне изменилась и удобство работы стало одной из главных задач разработчиков.

Цифровые технологиии твердо вошли в нашу повседневую жизнь и это конечно же не обошло стороной аудио сферу и на сегодняшний день многие производители имеют целый ряд моделей, работающих с цифровыми сигналами. И если взглянуть на тенденцию развития в перспективе будущего, то уже сегодня становится понятно на какое направление производители делают основную ставку. Цифровые технологии предлагают множество функций, которые невозможно реализовать посредстом аналоговой технологии.

цифровой микшер

Среди основных преимуществ можно перечислить возможность использования плагинов, как при работе в студии в среде DAW (Digital Audio Workstation), гибкие возможности автоматизации, относительно малые габариты при большом количестве каналов, а также сохранение настроек с возможностью предварительной конфигурации даже очень комплексных проектов, что несомненно ускоряет и упрощает работу, а также позволяет сэкономить драгоценное время в студии или на живой площадке. Кроме того, некоторые производители позволяют расширять возможности микшера в зависимости от нужд проекта посредством приобретения дополнительных модулей, полностью интегрируемых в данную систему и таким образом, например, расширить количество каналов ввода/вывода (что может, к примеру, послужить аргументом в пользу отказа от дополнительного мониторного микшерного пульта) или увеличить вычислительную мощность, что сказывается на количестве, а иногда и качестве плагинов, которые можно использовать при работе.

цифровой микшер_2

Еще одним преиуществом можно назвать возможноть не использовать внешнее оборудование по обработке сигналов, так как все необходимые инструменты, как правило, уже интегрированы в микшер. Это позволяет в свою очередь отказаться от массивных и обьемных рэков, напичканных внешними приборами, как это часто бывает при использовании аналоговых пультов. Это не только облегчает транспортировку и монтаж, но и помогает избежать ошибки, которые могут возникнуть при коммутации системы и на поиски причины которых может иногда уйти довольно много дрогоценного времени. Если уж речь зашла о коммутации, то и тут цифровые технологии позволяют извлечь максимум выгоды из всем, кто работает с аналоговой техникой на живых площадках, хорошо знакомой проблемы коммутации и длинных многожильных кабелей, ведущих сигнал от источника на сцене непосредственно до пульта.

1Многие производители профессиональных цифровых концертных пультов элегантно решают эту проблему посредством интеграции в систему специальных модулей, распологаемых непосредственно на сцене вблизи источников звука  и преобразующих аналоговый сигнал в цифровой еще на сцене, который в последствии передается на пульт при помощи различных протоколов передачи цифрового аудио. Такие протоколы могут обеспечивать передачу большого количества каналов сырого, т.е. не сжатого, аудио всего по одному кабелю. Для примера назовем протокол MADI (Multichannel Audio Digital Interface) способным перeдавать 64 каналa аудио (48 KHz/24 Bit) всего по одному оптическому или коаксиальному кабелю. Это не только существенно облегчает коммутацию, но и упрощает процесс поиска, обнаружения и устранения ошибок и дефектов. Ведь заменить в случае необходимости всего однин кабель гораздо проще, чем найти ошибку в многожильном, массивном и весьма тяжелом аналоговом кабеле и в худшем случае даже заменить его, предварительно отключив его от источников сигнала и входов микшера и проделать в последствии обратную операцию, что может занять много времени, усилий и нервов.

Более того, некоторые производители пошли еще дальше и даже не транспортируют оцифрованный сигнал к микшерному пульту. Все аудио манипуляции, такие как обработка сигнала, его маршрутизация и так далее, производятся непосредтсвенно в модуле, расположенном на сцене, который в свою очередь соединен с микшером сетевым кабелем и получает от него четкие команды и указания, в соответствии с которыми и произвводится вся работа.

цифровой микшер_3

Дальнейшее развитие цифровых и IT технологий привело к разработке сетевых протоколов, позволяющих использоватъ стандартное IT оборудование, такое как рутеры и сетевые кабели, для транспрортировки многоканального цифрового аудио. Среди наиболее распространенных можно назвать Ravena, Dante, SoundGrid, EtherSound. Особый интерес эти новые форматы представляют для индустрии теле и радиовещания, где часто приходится иметь дело с огромным количеством сигналов, которые нужно распределить между большим количеством потребителей. Чтобы понять о чем я говорю, представьте себе, к примеру, открытие олимпиады, Евровидение или финал Лиги чемпионов. Но это отдельная тема и  в этот раз речь идет о микшерах, а не о сетевом аудио, поэтому к ним и вернемся.

К недостаткам цифровых микшерных пультов можно отнести необходимость преобразования сигнала из аналоговой формы в цифровую, его обработка и преобразование обратно в аналоговую форму, а также вызванные этим задержки, что все реже становится проблемой в современных цифровых пультах. Кроме того, если аналоговые микшерные пульты практически не требуют детального изучения и все функции, для человека знакомого с аудио техникой, интуитивно понятны и рычаги управления ими расположены непосредственно на поверхности пульта, то цифровые, как правило, требуют более детального изучения, прежде чем речь может идти о профессиональной работе, так как расположение рычагов управления, их функциональные особенности и эргономика в целом могут сильно вариировать от производителя к производителю.

На данный момент решение какой модели отдать предпочтение чаще всего зависит от личных предпочтений потенциального покупателя - аналоговый или цифровой звук? “Теплый” или “Холодный”? Ну это все субъективно, поэтому остается делом вкуса, а с ним, как известно, не спорят…

микшерный пульт

Еще одном немаловажным критерием остается бюджет. За аналоговые модели, во всяком случае профессионального уровня с широким набором функциональных возможностей, таких как большое количество каналов, модули дополнительной частотной и динамической обработки на каждом канале, автоматизация, а также расширенные возможности маршрутизации сигнала, обычно придется выложить на порядок больше, чем за цифровой пульт со схожими характеристиками. В первую очередь это обуславливается необходимостью встраивать физические компоненты в каждый из каналов микшера. Если каждый канал имеет праметрический эквалайзер, то этот модуль должен быть физически реализован на каждом из каналов. Совсем другое дело в цифровых пультах, где  обработка и маршрутизация сигнала производятся програмно и не требуют многочисленного дублирования физического оборудования. Это, разумеется, позволяет урезать расходы и тем самым предложить потенциальным клиентам более выгодную цену.

По предназначению

В зависимости от предназначения, микшерные пульты могут иметь конструктивные особенности, обусловленные логикой и рациональнотью работы в данной области. Так, например, студийные микшеры, как правило, имеют так называемую конструкцию InLine. Это подразумевает разделение на каналы входа, предназначенные для ввода сигналов от источника звука и последующего их посыла на многоканальную записывающую систему и каналы мониторинга – для возврата сигнала после записи для последующей обработки и сведения. В конструкции InLine они выполнены в один ряд. Каналы ввода имеют, как правило, ограниченные возможности обработки сигнала, тогда как каналы мониторинга, на которые подается сигнал с многоканальной записывающей системы, более расширеные.

InLine микшер

Это имеет некоторые преимущества по сравнению с конструкцией Split, о которой речь пойдет ниже. Кроме значительной экономии  пространства, что делает работу более удобной, а габариты пульта более компактными, самое главное это позволяет существенно сократить стоимость микшера, так как каналы входа и мониторинга почти всегда расположены друг над другом и делят между собой дополнительные элементы управления и обработки сигнала, такие как эквалайзер, динамическая обработка, посылы и другие, которые разумеется можно переключать и тем самым определять к какому каналу та или иная функция должна относиться – каналу ввода или каналу мониторинга.

Концертные микшерные пульты как правило выполнены по концепции Split, когда каждый физический слот микшера представляет собой отдельный канал. В первую очередь это обусловлено иным рациональным подходом, стоящим за работой на живых площадках, где сигналы не посылаются на запись, а системой мониторинга для звукоинженера является собственно концертные акустические  системы и поэтому необходимость в каналах мониторинга отпадает.

Split микшер

Микшерные пульты для живого звука обычно имеют более гибкие возможности маршрутизации сигналов. Это обусловлено более спонтанной природой концертной деятельности, а также большим, по сравнению со студией, количеством одновременно и в реальном времени обрабатываемых сигналов. От количества играющих на сцене музыкантов и исполнителей зависит также необходимое количество монитор-миксов (чтобы музыканты могли слышать себя и другие важные для их исполнения инструменты), что в свою очередь ограничивается количеством доступных шин посыла на микшере. Часто для этих целей выделяется отдельный микшер, задачей которого является снабжение музыкантов необходимыми сигналами для мониторинга.

К концетным микшерам, как в прочем и ко всему „живому“ оборудованию, предьявляются особо жесткие требования касательно надежности и устойчивости системы. Ведь отмена концерта по вине оборудования это большой провал для технического персонала, призваного обеспечивать полную и безупречную функциональость всей аудио системы. Поэтому некоторые крупные и именитые производители предлагают услуги „скорой помощи“ и в случае необходимости даже замены пульта.

Но не стоит зацикливаться на одной из систем. Как системы Split, так и InLine могут быть усешно использованы как в студии, так и на живой площадке. Разница лишь в рациональном использовании ресурсов.

Само собой разумеется, что микшерные пульты как одной, так и другой конструкции могут быть выполнены как в аналоговой, так и в цифровой версии.

На этом мы сегодня пожалуй остановимся. К сожалению, совсем обойтись без профессиональной лексики у нас сегодня не получилось. Мы затронули такие понятия как шина посылов, монитор-микс, маршрутизация, частотная и динамическая обработка. В следующий раз речь пойдет о принципиальном устройстве простейшего микшера и мы поговорим более подробно о некоторых из этих понятий.

Не забудьте подписаться на рассылку новостей с портала, чтобы не пропустить следующую часть пошагового руководства "Микшерные пульты"

Подпишись на E-mail рассылку

и получи эксклюзивную возможность прочесть краткое руководство на тему "Основы акустики, психоакустики и акустической оптимизации помещений" 

Я никогда и никому не передам и не продам адрес вашей электронной почты. Вы можете отписаться в любое время.

2 Responses

  1. Здравствуйте, я не могла найти ни олну статью про микшерные пульты. Подскажите, где они лежат

    • MaxPoluektov

      Здравствуйте, Наталья. К сожалению, продолжение еще не опубликовано и именно поэтому вы не смогли найти других статей. Я работаю над этим и в скором будущем надеюсь смогу удовлетворить ваше любопытство.

Leave a comment