Фидбек – причины возникновения и методы борьбы

Фидбек – причины возникновения и методы борьбы

Все, кто когда-либо работал с живым звуком или же был просто слушателем на живом концерте, могут подтвердить, насколько это неприятная штука фидбек. Мало того, кроме крайне неприятных ощущений как у исполнителей, так и у фэнов, фидбек может серьезно повредить аудио оборудование, и даже стать причиной необратимого вреда для слуховой системы человека, особенно когда речь идет о системах персонального мониторинга и использовании наушников, которые становятся все более и более популярными в сфере работы с живым звуком.

В этой статье мы взглянем на это явление поближе и рассмотрим несколько способов избежать или хотя бы по возможности снизить вероятность его возникновения. Но прежде нам нужно дать этому явлению четкое определение и уяснить причины его возникновения.

Фидбек (обратная связь) – акустический эффект возникающий в слышимом спектре вследствие циклического усиления сигнала в аудио тракте, который выражается в нарастающем звуковом давлении на резонирующей частоте и происходит по следующему сценарию:

фидбек

Как можно увидеть на графике, в процессе возникновения фидбека учавствует не один элемент, а сразу несколько, на которые мы в свою очередь можем тем или иным образом повлиять.Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Акустические системы и фидбек

Как источники звука на площадке, кроме конечно самих инструментов и исполнителей, акустические системы являются одной из ключевых причин возникновения фидбека. Особенно это касается сценических мониторов, с помощью которых артисты могут корректно слышать сами себя и другие важные для них инструменты.

Расположение

Рассположив акустические системы таким образом, чтобы излучаемый ими акустический сигнал имел минимальные шансы попасть в зону повышенной чувствительности микрофона (об этом чуть позже), вы сможете уберечь себя и других от возникновения фидбека. Особенно сценические мониторы, в силу необходимости расположения на сцене и направления их акустической энергии внутрь сцены, а не наружу, становятся часто основными  источниками проблем, связанных с фидбеком. Поэтому применение персональнах систем мониторинга (наушники) может существенно сократить шансы возникновения фидбека

Уровень

Уровень громкости (SPL) акустических систем прямым образом связан с возникновением обратной связи. Чем больше акустическое давление, тем больше вероятность того, что это может окончиться болезненым ощущением, которого мы так старались избежать. Поэтому разумный уровнь звукового давления в системе может не только помочь вам в борьбе с возникновением фидбека, но и получить признание благодарных слушателей за то, что вы пощадили их уши.

Направленность

Более узкая направленность характеристики излучения акустических систем, также может помочь сохранить высокий уровень акустического давления и уберечь, разумеется до определенного предела, от возникновения обратной связи.

Микрофоны и фидбек

Микрофон, как это видно из схемы выше, принимает непосрдественное участие в возникновение фидбека. Но речь идет конечно не о самом микрофоне, а о различных его характеристиках, влияющих на его поведение.

Направленность

Применение микрофонов с узкой характеристикой направленности понижает риск попадания акустического сигнала, излучаемого АС в зону чувствительности микрофона. Кроме того, это также поможет вам максимально изолировать жалаемый источник и оставить без внимания нежелательные, что может сослужить вам службу и сделать ваш микс более чистым и прозрачным. Чаще всего на сцене применяют микрофоны с кардиоидной и гиперкардиоидной характеристикой направленности. Более подробно об этом вы можете прочесть в статье, посвященной этой теме. Здесь нужно отметить, что даже микрофон с узкой направленостью можно легко превратить в омнинаправленный, охватив его капсулу ладонью, что по никому непонятной причине безумно любят делать многие исполнители. Такие действия часто заканчиваются возникновением фидбека, несмотря на то, что вы приняли все меры предосторожности. Поэтому, если во время настройки системы вы замечаете такое поведение за исполнителем, то можете вежливо объяснить ему проблематичность его действий.

Уровень усиления и чувствительность

Черезвычайно высокий уровень усиления также может привести к возникновению фидбека. Если вы замечаете, что регулятор предусилителя находится уже в последней трети своего диапазона, а вы все еще не можете получить здоровый уровень сигнала, то либо расположите микрофон ближе к источнику звука, либо используйте микрофон с более высокой  чувствительностью. В принципе, при работе с живым звуком, микрофоны предпочитают распологать в непосредственной близости от источника звука, чтобы получить аудио сигнал с максимально высоким соотношением сигнал-шум. Исключение, само собой разумеется, представляют атмосферные микрофоны, целью которых является попытка запечатлить и передать общую звуковую картину.

Также при выборе микрофонов не стоит забывать о принципе их действия (конденсаторный, динамический, ленточный), так как это также может оказать влияние на их чувствительность. В общем и целом можно сказать, что конденсаторные микрофоны более чувствительны, чем динамические.

Количество открытых микрофонов на сцене

Конечно, каждый звукорежиссер хочет иметь максимальное количество источников звука, чтобы иметь возможность выбора и тем самым обеспечить себе не только желаемую гибкость, но и повысить шансы на успех в аварийных ситуациях, если главный микрофон источника неожиданно выйдет из строя. Однако, кроме ограничений, накладываемых используемым оборудованием (количество входных каналов микшера, количество имеющихся в наличии микрофонов), стоит также задуматься и о том, что чем больше вы имеете активных микрофонов на сцене, тем больше вероятность того, что один из них станет причиной обратной связи. Поэтому старайтесь использовать ровно столько микрофонов, сколько вам необходимо для обеспечения качетвенного результата. Кроме снижения шансов заработать фидбек, это также поможет вам получить более чистый звук, с минимальным количеством звуковой грязи и мусора со сцены.

Помещение и фидбек

Акустические свойства помещения также играют важную роль в образовании обратной связи. Чем больше в помещении рефлективных поверхностей, отражающих звук и направляющих акустическую энергию обратно в направлении сцены и микрофонов, тем выше вероятность возникновения фидбека. К сожалению, повлиять на характеристики помещения у звукоинженера возможности нет, хотя в этом направлении и предпринимаются некоторые попытки, например одной из ведущих на рынке оборудования для живого звука компаний Meyer Sound с ее передовым решением Constellation System. Хотя это скорее призвано изменять общее время затухания звука в помещении, а не решать проблемы рефлективных поверхностей. Более подробно об этом вы сможете прочесть в скором будущем в статье, специально посвященной этой теме.

Прозвон мониторов (ringing out)

Как мы говорили в самом начале, явление обратной связи возникает на резонирующих частотах, которые зависят от различных характеристик как оборудования, так и помещения. Выявив заранеее эти частоты и ослабив их амплитуду в общем спектре, можно добиться более высокого уровня звукового давления и (или) степени усиления микрофонного сигнала без опасности возникновения обратной связи. Для этого производят так называемый прозвон мониторов, который опытные звукорежиссеры выполняют пологаясь на свой слух и опыт, а менее опытные с помощью таких технических средств как спектральный анализатор. При этом тут следует не перестараться, так как черезвычайно активное вмешательство в частотный спектр может сильно повлиять на звучание мониторов.

Заключение

Проблемы обратной связи могут запросто испортить самое лучшее шоу! Поэтому следует приложить все усилия, чтобы избежать возможность возникновения этого неприятного эффекта. Как мы увидели выше, для этого можно предпринять ряд мер, которые могут существенно вам в этом помочь. Конечно, несмотря на все меры предосторожности и тонкой настройки всей системы, во время самого шоу все же может возникнуть ситуация, когда вам понадобится быстрая реакция для устранения все-таки возникшего фидбека. Правда все чаще и чаще для этого применяются автоматизированные системы подавления, которые более или менее успешно справляются со своей задачей. Однако чем больше внимания вы уделите подготовке, тем меньше неожидонностей и сюрпизов будет возникать у вас во время самого шоу - будь то концерт, пресс-конференция или демонстрация.

Если вы находите данную статью информативной и, возможно, интересной для ваших друзей или коллег, то автор будет рад, если вы ею с ними поделитесь или порекомендуете. Вашим комментариям или мыслям на тему я также буду рад.

Если вы не желаете пропустить следующую статью, обзор нового оборудования и другие новости с портала YourSoundPath и хотите быть своевременно о них уведомлены, то рекомендую подписаться на почтовую рассылку с помощью формуляра ниже.

Подпишись на E-mail рассылку

и получи эксклюзивную возможность прочесть краткое руководство на тему "Основы акустики, психоакустики и акустической оптимизации помещений" 

Я никогда и никому не передам и не продам адрес вашей электронной почты. Вы можете отписаться в любое время.

No Comments Yet.

Leave a comment