Бинауральная запись

Бинауральная запись

Термин 3D в последнее десятилетие стал неотъемлемой частью лексикона медиа инсдрустрии. В первую очередь это касается визуального восприятия - 3D телевизоры и компьютерные мониторы, 3D кинотеатры и фильмы, VR (Virtual Reality). Однако и аудио индустрия делает уверенные шаги в этом направлении. Одним из наиболее интересных подходов при этом является бинауральная технология, обеспечивяющая очень реалистичное звучание и позволяющая выстроить убедительные виртуальные образы.

Бинауральная технология опирается на механизмы ориентации в пространстве в повседневной жизни, с помощью которых человек без труда способен определять не только направление и отдаление источника звука, но и другие, возможно менее сущестевнные, но тем не менее важные для формирования полной картины детали, такие как размер помещения и характеристики его поверхностей.

Описанные в вышеупомянутом видео механизмы подразумевают наличие ушей и головы слушателя непосредственно вблизи акустического события. Но как же быть, если мы хотим что-то записать и в последствии воспроизвести таким образом, чтобы вся пространственая информация, содержащаяся в оригинальном сигнале, не была утеряна?

Человек-штатив

Одним из очевидных решений было бы разместить в ушных раковинах миниатюрные микрофоны с омнинаправленной характеристикой, и дискретно записать их сигналы. Таким образом, вся пространственная информация, именно в том виде, как она образуется в природе, включая все описанные в статье "Психоакустика - основные моменты" факторы, такие как ITD и IID, сможет быть эффективно сохранена.

бинауральный микрофон

Однако эта техника накладывает некоторые ограничения. Во-первых, анатомические особенности строения черепа и ушных раковин человека, выступающего в роли "штатива" для микрофонов, будут накладывать отпечаток на полученный результат. Во-вторых, для получения оптимальных результатов очень важно чтобы микрофоны оставались неподвижными, что в свою очередь означает, что человек-штатив должен в буквальном смысле замереть на протяжении всей записи.

Dummy Head

Чтобы обойти вышеперечисленные недостатки, применяют искуственный торс и голову с ушными раковинами и встроенными в нее микрофонами. Анатомическая форма и размеры такого манекена представляют собой усредненные значения многочисленных измерений настоящих людей. Такая голова может часами оставаться абсолютно неподвижной, ей не нужно не пить, не есть, у нее ничего не чешется и так далее.

бинауральныя запись

Существенным недостатком бинауральной техники заключается в проблематичности последующей обработки полученного сигнала. Поскольку пространственная информация неотделима от звучания источника звука, то любая попытка манипулировать его звучание, будь то частотная или динамическая обработка, будет влиять и на пространственную составляющую. Это, как правило, приводит к акустическим аномалиям, разрушающим естественное звучание записи. Поэтому, используя этот метод, следует уделить особое внимание каждой детали, так как "мы исправим это на фазе сведения" здесь не работает.

Симмуляция

На сегодняшний день существуют несколько программных решений - Spatial Designer, Farunhoffer - позволяющих довольно реалистично симмулировать бинауральную запись. Таким образом, записанные традиционным образом моно сигналы преобразовывают в бинауральную форму, искуственно подмешивая недостающую пространственную информацию. Это позволяет обойти вышеупомянутый недостаток проблематичности обработки бинауральных сигналов, поскольку преобразование можно провести на конечном этапе, т.е. после проведения всей необходимой обработки.

Примеры и потенциал применения

Учитывая то факт, что  аудио контент все чаще и чаще потребляется преимущественно с использованием наушников (чтобы в этом убедиться достаточно выйти на улицу или прокатиться в общественном транспорте), применение бинауральных техник записи  имеет огромный потенциал, поскольку позволяет перенести аудиальное восприятие на совершенно новый уровень, не требуя при этом использования какого-то специального оборудования для воспроизведения.

Компьютерные игры

Компьютерные игры являются на сегодняшний день пожалуй главной областью применения бинауральных технологй в аудио. Поскольку абсолютное большинство геймеров чаще всего пользуются наушниками, это создает оптимальные условия для реализации 3D аудио эффектов, произведенных на свет с помощью искуственного торса (головы) или специального програмного обеспечения, симмулирующего этот эффект.

Кинематограф

Бинауральные технологии в кино применяются к сожалению исключительно редко, хотя именно здесь эта технология имеет на мой взгляд наибольший потенциал, поскольку предоставляет практически неограниченные креативные возможности по дизайну суандтрека и позволяет наилучшим образом поддержать визуальные эффекты. Все, что для этого понадобится, кроме применения соответствующих техник и инструментов на этапе производства, это оснащение кинотеатра наушниками и прилагаемым к этому оборудованием (многоканальные усилители для наушников и необходимая коммутация).

Эффект реализма, который можно достигнуть используя бинауреальные методики, не только не уступает, а скорее даже преобладает над такими технологиями как Dolby Atmos и Auro 3D.

Музыка

Традиция фронтального расположения источников звука в миксе разумеется сложилась не случайно. В реальной жизни (концерт, хор) музыканты распологаюстя на сцене, как правило находящейся перед слушателем. Как следствие, звук приходит к слушателю из того же направления. Однако бинауральная запись предлагает намного больше, чем просто 360 градусов пространства. Особенно, когда речь заходит об акустических особенностях помещения и неповторимости его звучания, бинауральная запись имеет грандиозный потенциал, по сравнению с традиционными и даже стереофоническими техниками микрофонирования.

Аудиокниги

Несмотря на то, что такой способ "чтения" уже преодолел пик своей популярности, этот рынок еще жив и насчитывает довольно много поклонников. Дозированное применение бинауральных техник в данном случае может существенно усилить эмоциональные переживания и увлечь слушателя, поглотив все его внимание.


Если вы находите данную статью информативной и, возможно, интересной для ваших друзей или коллег, то автор будет рад, если вы ею с ними поделитесь или порекомендуете. Вашим комментариям или мыслям на тему я также буду рад.

Если вы не желаете пропустить следующую статью, обзор нового оборудования и другие новости с портала YourSoundPath и хотите быть своевременно о них уведомлены, то рекомендую подписаться на почтовую рассылку с помощью формуляра ниже. Кроме того, подписавшись на рассылку вы сможете заполучить "Краткое руководство по акустической оптимизации помещений", где найдете массу ценной информации и советов.

Подпишись на E-mail рассылку

и получи эксклюзивную возможность прочесть краткое руководство на тему "Основы акустики, психоакустики и акустической оптимизации помещений" 

Я никогда и никому не передам и не продам адрес вашей электронной почты. Вы можете отписаться в любое время.

No Comments Yet.

Leave a comment